11 апреля 2023 года состоялась онлайн дискуссия по вопросу об актуальности принятия нового Приложения VIII к Роттердамской конвенции, в которой приняли участие члены неправительственных организаций региона ВЕКЦА.
Роттердамская конвенция «О процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле» (2004 г.) – это глобальный договор по регулированию обращения химических веществ в международной торговле. Ее цель заключается в получении и распространении информации об опасных химических веществах между странами и оказании содействия странам в принятии решения об импорте опасных химикатов и пестицидов, перечисленных в Конвенции.
Перечень регулируемых веществ находится в Приложении III к Конвенции. На 11 апреля 2023 года в нем перечислены 54 химических вещества: 35 пестицидов (включая 3 особо опасных пестицидных состава), 16 промышленных химических веществ и 1 химическое вещество, относящееся одновременно к категории пестицидов и промышленных химических веществ. Решение о включении веществ в Приложение III Конвенции происходит строго на основе консенсуса.
Как отметила Ольга Сперанская, старший советник Эко-Согласия, Международной сети по ликвидации загрязнителей и содиректор НПО “Здоровье, Безопасность, Справедливость”, Роттердамская конвенция в настоящий момент «зашла в тупик». Несмотря на то, что Конвенция не налагает запретов и ограничений на обращение с химическими веществами, вопрос о регулировании некоторых из них, например, параквата и хризотилового асбеста, остается за пределами Конвенции уже много лет. Причиной тому является механизм принятия решений – согласование любого химического вещества может быть достигнуто только консенсусом. При этом достаточно одного голоса против, чтобы вещество не было включено в список Конвенции.
Такая практика подрывает научно обоснованную работу Комитета Роттердамской конвенции по рассмотрению химических веществ (КРО), который определил, что эти вещества отвечают всем критериям для включения в перечень конвенции. Поэтому для повышения эффективности Конвенции в мае 2023 года на 11-м совещании Конференции Сторон будет рассмотрено предложение о включении нового Приложения VIII в Роттердамскую конвенцию (http://www.pic.int/TheConvention/Amendments/Proposedamendments/tabid/7917/language/en-US/Default.aspx). В случае его принятия страны смогут включать в него вещества, не прошедшие на основе консенсуса в Приложение III. Эти вещества смогут войти в новое Приложение VIII в том случае, если за него проголосует большинство (3/4) из присутствующих при голосовании Сторон Конвенции. Таким образом страны смогут реализовывать требования Конвенции по предоставлению информации по веществам, перечисленным в новом Приложении, и решать вопрос в отношении их импорта.
В поддержку необходимости принятия такой поправки выступили представители ряда неправительственных организаций региона ВЕКЦА. В частности, как отметил Евгений Лобанов (Экоидея), несмотря на то, что в последнее время страны не готовы брать на себя новые амбициозные обязательства, инициатива о включении нового приложения символизирует движение в правильном направлении. Денис Павловский (Агентство химической безопасности) отметил, что Роттердамская конвенция в странах ВЕКЦА не обладает широким авторитетом, поскольку ничего не запрещает. Но, при этом, Конвенция предоставляет доступ к информации и доступ к научным данным, которые являются не менее важными. Гохар Ходжаян (Армянские женщины за здоровье и здоровую окружающую среду) указала на критическую важность нового приложения для обеспечения безопасности обращения с особо опасными пестицидами и подчеркнула, что отсутствие национальной политики по вопросу обращения отдельных особо опасных пестицидов, на примере Армении, существенно снижает потенциал государства в защите здоровья населения и окружающей среды. Олег Печенок (Независимая экологическая экспертиза) указал на то, как часто торговые отношения препятствуют установлению экологически безопасного обращения с химическими веществами. Такое тесное переплетение с торговым сектором наглядно проявляется на примере Роттердамской конвенции и рассмотрении для включения в ее перечень хризотилового асбеста. Множество научных данных, подтверждающих опасность и токсичность хризотилового асбеста, по-прежнему, для ряда стран остается недостаточным основанием для его включения в перечень Роттердамской конвенции. При этом важно понимать, что Конвенция не является запретительной, а лишь образует фундамент для передачи и распространения информации, фактически не создавая каких-либо торговых барьеров. В этом контексте Оксана Цитцер (Эко-Согласие) также заметила, что новое приложение к Роттердамской конвенции будет полезным, поскольку оно доводит до потребителей и общественности новую информацию.
Участники встречи обсудили важность подготовки писем в государственные органы стран ВЕКЦА с просьбой поддержать решение о разработке нового Приложения VIII Конвенции, которое позволит решить проблему номинации опасных химических веществ, не поддержанных для включения в список Конвенции на основе консенсуса. Проект такого письма приведен ниже.
Кроме того, на встрече были рассмотрены последствия ратификации предлагаемого нового Приложения VIII для Сторон Конвенции.
Письмо Сторонам Роттердамской конвенции о важности поправки о создании нового Приложения VIII
В настоящее время Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении некоторых опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле переживает переломный момент. На протяжении многих лет небольшие группы стран блокируют включение опасных химических веществ в Приложение III Конвенции, лишая другие страны возможности получать информацию, необходимую для принятия решений на национальном уровне относительно импорта этих веществ.
Как известно, в основу Роттердамской конвенции положено принятие решений на основе консенсуса. Поэтому постоянное использование права вето для включения веществ под юрисдикцию Роттердамской конвенции фактически сделало это глобальное соглашение недееспособным.
Для того, чтобы вещество не вошло в Приложение III Конвенции, достаточно одной страны, выступающей против конкретной номинации. В результате некоторые вещества, как, например, ацетохлор, карбосульфан, фентион, паракват, хризотиловый асбест годами не могут быть включены в Приложение III. Такая практика подрывает научно обоснованную работу Комитета по рассмотрению химических веществ (КРО), который определил, что эти вещества отвечают всем критериям для включения в перечень конвенции.
Решение для повышения эффективности Роттердамской конвенции
В мае 2023 года, на одиннадцатой Конференции Сторон Роттердамской конвенции (КС11) будет рассмотрена Поправка, выдвинутая Швейцарией, Австралией, Мали и поддержанная Сторонами, представляющими все регионы, включая Буркина-Фасо, Колумбию, Грузию, Гану, Республику Мальдивы, Того и Перу. Эта поправка предлагает новое простое решение для повышения эффективности Конвенции, которое опирается на работу, проделанную Сторонами на сегодняшний день, и в то же время защищает принцип консенсуса, лежащий в ее основе. Она позволяет Сторонам, желающим обмениваться информацией об опасных химических веществах, продолжать это делать.
В целом, предложенная поправка, в случае утверждения, позволит:
– Сохранить Приложение III и консенсусный процесс принятия решений о включении веществ в перечень Приложения III. Основная цель Конвенции, по-прежнему, будет заключаться в содействии включению номинированного вещества в Приложение III.
– Однако для химических веществ, которые, как было установлено Комитетом по рассмотрению химических веществ (КПР), отвечают критериям для включения в Приложение III, но в отношении которых Конференция Сторон не может консенсусом принять решение о включении в перечень, предусмотрен новый путь. Включение в перечень в новое приложение (Приложение VIII) должно получить поддержку в три четверти голосов от присутствующих на Конференции Сторон.
– В отношении химических веществ, включенных в новое Приложение VIII, также будет применяться процедура предварительного информированного согласия, но с новым важным изменением – потребуется явное согласие.
– Эта дополнение к Конвенции создает инструмент для Сторон, которые стремятся обмениваться информацией о заблокированных веществах. Это не параллельный путь, вместо этого он сохраняет Приложение III и процедуру предварительно обоснованного согласия (ПОС) в качестве основного метода обмена информацией, и просто предоставляет новый путь для Сторон, которые хотят продвинуться в обмене информацией в отношении заблокированных химических веществ.
Требование явного согласия для включения в Приложение VIII является важным новым элементом, поскольку оно означает, что процедуры в отношении химических веществ, включенных в новое Приложение VIII, будут более строгими, чем в случае Приложения III. Это требование укрепит Конвенцию.
Поддержку данному предложению высказали многие Стороны Конвенции и многочисленные эксперты. Наиболее заметными из них являются три специальных докладчика ООН, которые выступили с совместным заявлением:
“Мы призываем Стороны принять поправку, предложенную Швейцарией, Мали и Австралией и поддержанную другими. Нам нужны смелые действия, которые позволят сохранить актуальность наших институтов и инструментов и сделать их пригодными для устранения серьезных рисков и вреда, наносимого химическими веществами правам человека, здоровью людей и целостности окружающей среды.”
Мы призываем все Стороны Роттердамской конвенции, которые привержены более эффективной Роттердамской конвенции и защищают право знать, поддержать предложение о внесении поправок, которое будет обсуждаться на КС11. В настоящее время Конвенция рискует превратиться в неэффективный инструмент, не оправдывающий ожиданий и намерений, которые были озвучены при ее создании. Если заинтересованные стороны не смогут модернизировать Конвенцию, она и дальше не будет полностью соответствовать своей заявленной цели – информирование и совершенствование процесса принятия решений на национальном уровне.
Презентации, прозвучавшие на встрече:
Запись вебинара: https://youtu.be/JHheif0YCVA